Previous Entry Share Next Entry
Исповедь и покаяние (из моей работы)(2)
ierey_alexandr
Из моей прошлогодней работы "Личная аскетическая практика мирянина". Авторство - мое, иерей Александр Заплетин. Цитаты - см. ссылки.
Цитирование разрешено с указанием первоисточника и автора.

Исповедь и покаяние (часть 2)

2.2. Подготовка к Исповеди и ее регулярность

2.2.3. Понятие духовной меры в вопросах поисков грехов

В православной аскетике есть понятие «духовной меры», под которой понимают духовное состояние человека, его «уровень» духовной жизни, иногда в контексте конкретной практики или образа жизни. В том числе, нужно использовать это понятие и в вопросе покаяния. Очевидно, что для людей разной духовной меры, разного опыта, существенным грехом будут являться несколько разные вещи, так как грех это то, что отводит от Бога, рвет связи Бога и человека.

В пособиях со списками грехов часто перечислены поступки, возможно, важные для человека крайне высокой меры, но которые никак нельзя назвать греховными для обычного прихожанина. Например, в уже упомянутой книге «Исповедую грех, батюшка»[15] упоминаются такие грехи, как «Любовь к театру, кино и другим светским развлечениям» или «Излишнее пристрастие к своим родственникам». Действительно, для человека высочайшей духовной меры, часто монашествующего, состоянием, отводящим от Бога, будет оставить молитву и послушания и предаваться светским увеселениям, пусть и достойным, или всеми силами стремиться к общению с родственниками. И из Предания мы знаем, как такие люди иногда боролись даже с желанием общения с собственной матерью[16]. Но совершенно очевидно, что для обычного человека, не достигшего крайних высот, грехом будет нечто иное, часто обратное, в том числе и отказ в общении родственникам, и пренебрежение ближними в их достойных светских занятиях.

У любого человека есть громадное множество грехов и прегрешений, как весьма значительных, сильно отводящих от Бога, так и таких, которые в его духовном состоянии оказывают незначащее действие. И то и другое это грехи, но грех требует исцеления, а если лечить сразу и тяжкие болезни и самые незначительные царапинки, не вылечишь ничего. Потому можно привести такую аналогию в тактике личного покаяния, словами преосвященного Викентия, митр. Ташкентского и Узбекистанского: «…мы идем по полю и видим на поле камни. Поле – наше сердце. И мы очищаем его от камней (грехов, страстей, пристрастий). Если мы не блудим, не развратничаем, не убиваем – не совершаем страшных грехов – значит, у нас на поле нет крупных камней. Но мы должны с этого поля убирать сначала средние камни, потом гальку, затем убирать песок, затем соринки и пыль убирать и т.д… Если мы остановимся на пути очищения сердца, то мы возгордимся»[17]. Автор настоящей работы использовал следующий образ при объяснении подготовки к исповеди: «Образ. Грехи как песок, верно? И понятно - весь песок на пляже осознать и исповедовать просто невозможно. Но берем дикий пляж под Сестрорецком (Ленобласть). Там такие булыганы с 2 этажный дом, просто камни, булыжники, галька, песочек... И вот начинаем работать над грехами своими. Первыми какие "песчинки" убираем? Те, которые видим скалами... Пропали скалы. Но и мы видим точнее. Теперь "скалы" это булыжники. Потом галька. Потом песчинки. Так вот - будем сразу чистить песок, оставим неубранными скалы. А когда субъективно главной бедой станут уже песчинки, станут большими-большими... Вот тогда придет их очередь»[18].

Заметим, убирать грехи-камни надо постоянно, но убирать последовательно – от больших к меньшим. Тот, кто начнет бороться со всеми подряд грехами, значительными и мельчайшими вперемешку, не победив самых значимых, потом ставших самыми значимыми на фоне остальных и т.д. тот проиграет свою битву с грехом, растратит духовные и физические силы на вторичные духовные болезни, так и не победив опаснейшие.

Для этого, возможно даже планировать свое покаяние, выделяя из не самых страшных грехов (они требуют немедленной работы и Исповеди) самые для нас значимые и опасные, изживать их покаянием, оставляя те, которые пока не столь значительные, но прочно в нас закрепившиеся, которые нелегко будет победить, на следующий этап покаянной работы. При этом, конечно, надо помнить, что иногда источником большого и опасного греха может быть вроде бы не слишком опасная, но крепкая страсть (хронический грех), соответственно ее надо будет исцелять «вне очереди», по мере выявления.

2.2.4. Подготовка к Таинству Исповеди

В соответствии с вышеизложенным, очень полезна подготовка к Таинству Исповеди. Сутью ее заключается осознание своих грехов, выработка решимости от них отказаться, формализация того, что надо будет сказать священнику во время Таинства. Неправильно спешно припоминать грехи стоя в очереди на Исповедь, неправильно и совершать «Доклад о проделанных грехах»[19], без желания грех оставить. Такая подготовка процесс не одномоментный, фактически она равна первой части процесса покаяния, см. п.2.1.1, «раскаянию, обращению перерастающими в решимость оставить грех», происходит в процессе всей жизни христианина, в любой момент времени.

Особое время для этого – время личной молитвы, но важны и размышление о Боге и христианской жизни, и участие в Таинствах и чтение Писания. Господь в любой момент и через многие средства посылает нам осознание наших грехов, важно суметь это осознание воспринять с должной серьезностью.

Достаточно понятно, что невозможно быть искренне готовым к исповеди в любой момент времени, даже если какие-то грехи в себе найдены, необходимо вызревание решимости их оставить, хотя бы в виде обращения к Богу за силой на такое решение. Исповедь должна «вызревать» в душе человека, что требует разнообразной духовной работы.

Методически удобно выписывать перед Исповедью список грехов на бумагу, причем делать это не одномоментно, перед Таинством, но в любой момент времени, по мере осознания греха. Как древние монахи, что для этой цели носили специальные блокноты. Опасность тут в удобстве записать все мелочные прегрешения и тем способствовать «Сверхчувствительной совести».

Редко, но встречается даже анализ степени основных страстей в процессе покаяния в них. Иные доходят даже до рисования для себя неких графиков пораженности грехом. Этим способом действуют люди особо рационального склада характера, для которых важно видеть прогресс и ухудшение своего состояния.

Многие люди предпочитают полагаться на память и совесть, поскольку действительно важные прегрешения будут жечь душу совестью все время и точно не забудутся перед Исповедью.

Как можно заметить, возможны весьма разнообразные методы подготовки своей Исповеди, не только перечисленные, хотя все они так или иначе основаны на осознании греха и покаянном «созревании» Исповеди. Важно помогать исповедующемуся научиться тем или иным способом готовить Исповедь, не забывая об индивидуальных особенностях человека.

2.2.5. Регулярность Таинства Исповеди

Важным вопросом является регулярность участия в Таинстве Исповеди. Сегодня в Русской Церкви самым традиционным является обязательное участие в Исповеди перед Причастием, хотя этот подход не всеми признается оправданным. Соответственно, регулярность Исповеди, минимально необходимая частота, ставиться в зависимость от регулярности участия в Причащении.

Но, как говорилось, Исповедь должна быть подготовленной, а значит, она может понадобиться или чаще Причастия или не успеть «созреть» к моменту, когда христианин желает причаститься. Возникает вопрос о минимальной частоте Исповеди, реже которой возникает сомнение в достаточности покаянной работы у данного христианина. По мнению многих священников, например прот. Геннадия Фаста: «рекомендую исповедоваться раз в месяц, а сверх того - по необходимости, по внутренней потребности»[20], или архим. Алексия (Поликарпова): «Лаврские духовники советовали исповедоваться раз в две недели. Это, естественно, не норма, можно исповедоваться чаще, а можно реже. Мне кажется, что исповедоваться надо не реже, чем раз в месяц…» [21] таким промежутком могут быть 1 месяц или 2 недели.

Соответственно, в случае практики Исповеди перед Причастием и причащением традиционным для синодального периода жизни русской Церкви 1-5 раз в год, получается весьма редкое участие в Исповеди, расслабленное отношение к подготовке и покаянию вообще. Что неприемлемо даже больше, чем понуждение к слишком частой Исповеди, когда человек еще не «созрел» для нее.

Можно предложить вывод:

·                   Участие в Таинстве Исповеди должно быть достаточно частым и иметь ограничение в минимальном ритме.

·                   Разумная частота Исповеди, по мнению современных пастырей – не реже раз в месяц или раз в 2 недели, конечно по пастырскому соображению могут быть и иные сроки.

·                   В случае регулярного и частого причащения, чаще, чем вышеуказанный минимальный ритм Исповеди, и при регулярном участии человека в Исповеди, по пастырскому решению священника, возможно причащение без особой предваряющей Исповеди.











[1] Илларион (Алфеев), митр. Таинство Веры.­– М., 2012 г. С.165.

[2]Иоанн Златоуст, свят. Беседы на книгу Бытия, беседа 20.//Творения в 12 т., т. 4.–СПб: издательство СПб духовной академии, 1898 г., С. 182.

[3] Иоанн Златоуст, свят. На псалом 85.//Творения в 12 т., т. 5.–СПб: издательство СПб духовной академии, 1899 г., С. 879.

[4] По: Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви. — М.: Издательство ПСТГУ, 2008 г.

[5] Игнатий Брянчанинов, свят. Аскетические опыты.//Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М.: Паломник, 2006 г., С. 456-467.

[6] Причина соединения Таинств достаточно очевидна – за многие месяцы, а то и годы непричащения, человек чаще всего, несколько отпадает от Церкви, на что прямо указывает 80 правило 6 Вселенского Собора в соединении с 9 Апостольским правилом (с комментариями Зонары и Вальсамона).

[7] Рассматривались: Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди.–М., 2007 г. ; Алексей Мороз, свящ. Исповедую грех, батюшка.–СПб., 2005 г.; В помощь кающемуся./составитель Милов С.–М., 2012 г. и пособия в сети Интернет.

[8] Например в книге: В помощь кающемуся./Составитель Милов С.–М.,2012 г.

[9] Ирина Стрижова. Когда православная книга бывает во вред. О книге о. Алексия Мороза "Исповедаю грех, батюшка".–URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1160 Дата обращения: 05.12.2013

[10] Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. – М., 1994 г.

[11] Исповедую Тебе, Господу…/ сост.Г.Н.Стромынский.–М., 2011г.

[12] Игнатий Брянчанинов, свят. Аскетические опыты.//Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.–М.: Паломник, 2006 г., С. 116.

[13] Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев в 2 т., т.2.– Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000 г., С.46.

[14] Великопостный служебник./Сост.Владислав Софийчук, прот.– Киев, 2010 г., С.139-140.

[15] Алексей Мороз, свящ. Исповедую грех, батюшка.– СПб, 2005 г.

[16] «Один из отцев разсказывал об авве Пимене и братиях его: когда они жили в Египте, мать их желала увидеть их и никак не могла. Заметив, что они идут в церковь, она встретила их, но они, увидев ее, возвратились и затворили дверь пред лицем ея. Она же, плача и рыдая, кричала пред дверью: дайте посмотреть на вас, дети мои возлюбленныя!».– Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г., С.132.

[17] Архипастырь. Митрополит Викентий./ Ведущий: Сергей Юргин. Расшифровка: Олег Сиротин. – URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-mitropolit-vikentiy-efir-ot-17-oktyabrya-2013g. Дата обращения: 12.12.2013 г.

[18] Сообщение Автора работы из обсуждения на форуме http://forum-slovo.ru/

[19] Выражение опытного священника в беседе об исповеди.

[20] Геннадий Фаст, прот. Об исповеди, цинизме и расцерковлении.–URL http://www.k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_fast.htm Дата обращения: 12.12.2013 г.

[21] Алексий (Поликарпов), архим. Исповедь.// Путь покаяния. Беседы перед исповедью.– М.: Даниловский благовестник, 2005 г.


?

Log in

No account? Create an account